Основы музыки для начинающих


Изучаем основы нотной грамоты | Музыкальный класс

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства:  до ре ми фа соль ля си. Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Вверх

music-education.ru

Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота

Урок 6. Обучение гармонии — упрощенная программа. Удачные аккорды.

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота :)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.A — это аккорд Ля-мажор.Am — это аккорд Ля-минор.B — это Си-мажор.Bm — это Си-минор.C — До-мажорCm — До-минорВ Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Надеюсь понятно, если что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях (снизу). А также прочитайте предыдущий урок: Изучаем аккорды минорные и мажорные. Тональность Ля-минор.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2.Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значитаккордA (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

И так далее…

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:Am, C, Dm, Em, E, F, G.Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…Это аккорд E (Ми-мажор) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).Почему?Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си. Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг.Я сразу напишу удачные комбинации аккордов, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-AmAm-F-Dm-EmAm-C-Dm-GAm-Dm-C-GAm-F-G-AmAm-G-F-EmAm-F-C-G

Am-Am-Dm-EAm-F-Dm-EAm-Am-F-EAm-G-F-EAm-F-C-E

Создаем свой трек с нуля Урок 1.А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-GAm-Am-Am-EAm-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

Все сделано правильно,аккорд Am — нижняя нота A5аккорд Dm — нижняя нота D5аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит!

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

neo-klass.ru

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

music-education.ru

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Нотная грамота для начинающих музыкантов

 

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

 

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

 

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.  

 

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

 

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

 

 

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

 

           

Пример скрипичного ключа

 

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа». 

            

Пример басового ключа

 

 

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

 

 

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

 

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

 

 

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

 

 

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

 

 

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

 

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:

 

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

 

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

 

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

 

  1. Фа
  2. До
  3. Соль
  4. Ре
  5. Ля
  6. Ми
  7. Си.

 

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Си
  2. Ми
  3. Ля
  4. Ре
  5. Соль
  6. До
  7. Фа

 

 

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

 

 

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

 

Диезные тональности

 

Бемольные тональности

 

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор

 

Фа мажор и ре минор

 

Си-бемоль мажор и соль минор

 

Ми-бемоль мажор и до минор

 

Ля-бемоль мажор и фа минор

 

Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор

 

Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор

 

До-бемоль мажор и ля-бемоль минор

 

 

Нотная грамота необходима, как для профессиональных музыкантов, так и для начинающих. Изучайте ее, стремитесь к совершенству. Надеемся, что вы открыли для себя что-то новое из статьи и смогли разобраться в основах нотной записи! Желаем успехов в творческих начинаниях!

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

soundtimes.ru

Где в Интернете поучиться искусству музыки / Newtonew: новости сетевого образования

Современный мир устроен так, что людям нужно постоянно учиться: осваивать новые технологии, новые способы действий, новую информацию в своей профессиональной сфере. Уже никто не удивляется тому, что иностранный язык можно осваивать «с нуля» в любом возрасте, или взять и кардинально поменять специальность в 40 лет. А вот мечты научиться играть на любимом музыкальном инструменте люди часто так и не решаются достать из сундучка с надписью «Не случилось».

Источник изображения: pexels.com

Причины тому могут быть разные. Во-первых, отсутствие настоящей мотивации. То есть на самом деле и не хочется тратить время на музыку, есть занятия важнее. Во-вторых, мы часто относимся к умению играть на музыкальных инструментах как к чему-то недосягаемому. Конечно, творческие биографии многих знаменитых исполнителей, лауреатов международных конкурсов, начались в раннем детстве и продолжились годами самоотверженной работы. Но ведь если человек решил начать играть в зрелом возрасте, скорее всего, он не собирается участвовать в конкурсе Чайковского, он хочет получать удовольствие от игры. Музыка для своего удовольствия, а при должном усердии и для удовольствия окружающих, не требует грандиозных жертв — только лишь усидчивости и регулярности занятий.

А вот третья причина, которая мешает взрослым начать учиться музыке — отсутствие времени и денег. С ней помогает бороться Интернет со всеми преимуществами онлайн-образования, среди которых самостоятельное планирование расписания уроков и более низкая стоимость курсов, чем при традиционном обучении. При желании можно обходиться исключительно бесплатным контентом. 

Единого мнения о том, можно ли научиться играть на музыкальных инструментах только с помощью онлайн-ресурсов, нет. Те, кто считает, что у них это получилось, настроены оптимистично по отношению к музыкальной грамоте онлайн. Многие говорят, что им очень помогли хоть какие-то начальные знания из музыкальной школы. Обучение музыке — это очень индивидуальное занятие. И цель этой статьи — лишь показать одно из направлений, в котором можно искать онлайн-ресурсы для начинающих музыкантов.

Источник изображения: flickr.com

Как научиться играть на музыкальных инструментах с помощью YouTube

В деле обучения музыке поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, не теряет своей актуальности. Как правильно сидеть за фортепиано, как держать гитару, как, чёрт возьми, музыканты умудряются проделывать ТАКОЕ с губной гармошкой? Любые словесные описания в данном случае будут неполноценны. К счастью, многие хорошие преподаватели игры на музыкальных инструментах поняли для себя выгоду онлайн-образования и записали качественные онлайн-курсы с наглядными видеоуроками. Видео часто распространяются бесплатно и выкладываются на каналах YouTube.

Англоязычные каналы есть практически для всех инструментов, и с их помощью можно начать обучение даже тем, кто никогда в жизни до этого музыкой не занимался. Например, Йозеф Хоффман, ведущий интернет-курса по игре на фортепиано Hoffman Academy, объясняет буквально на пальцах, как запомнить расположение нот на клавиатуре фортепиано.  

Lypur — для тех, кто хочет играть на клавишных и освоить теорию музыки. Здеь есть уроки игры на фортепиано от молодого пианиста Эндрю Фомэнзека, теория музыки, разложенная им на 49 занятий, и записи его собственной игры, которые позволяют оценить уровень мастерства.

Martyzsongs — канал для гитаристов, здесь собраны разборы популярных гитарных риффов и песен. Неунывающий Марти Шварц делится своими трюками с теми, кто всё-таки уже имеет представление о том, как держать гитару.

А вот о том, как освоить гитару с самых азов, рассказывает музыкант Джастин, ведущий бесплатных уроков на канале JustinGuitar. Вот, например, видео, в котором показано, как можно выучить песню, взяв инструмент первый раз в жизни.

Канал Drumeo будет одинаково интересен начинающим и продвинутым ударникам.

Пожалуй, один из самых популярных онлайн-учителей музыки - профессор V, преподаватель игры на скрипке. Его пошаговые советы способны убедить любого, что освоить скрипку никогда не поздно. 

И всё это — лишь малая часть того моря музыкальной информации, которая есть на YouTube. Польза от просмотра подобных роликов ещё и в том, что они помогают сделать выбор. В поисках онлайн-курсов по музыке важно понять, насколько вам близка та или иная методика. Да и эмоциональная составляющая — вдохновляет ли вас преподаватель — не на последнем месте. 

Источник изображения: flickr.com

Живое онлайн-общение

Зато русскоязычные форумы во многом не уступают зарубежным. Видимо, письменная культура — наша стихия. Особенно любят общаться гитаристы (форум GuitarPlayer.ru), барабанщики (DrumSpeech) и поклонники губной гармошки (harmonica.ru). Словом, сплошной рок-н-ролл.

Кстати, в Интернете можно попробовать найти и преподавателей, которые смогут заниматься с вами онлайн. Для этого даже существуют отдельные сервисы. Например, создатели проекта Urokimusic решили помочь учителям музыки и потенциальным ученикам из разных городов найти друг друга. В международном масштабе такую задачу решает сервис Helpouts от Google. Здесь можно связаться с энтузиастами, которые предлагают свою помощь в освоении тонкостей игры на различных инструментах, и в режиме беседы по Hangout задать интересующие вопросы.

Сайты по теории музыки

Если вы хотите научиться не только играть аккордами популярные песни, но глубже постичь искусство музыки и, возможно, даже сочинять самостоятельно, вам не обойтись без теории и истории этого вида искусства. К сожалению, часто сайты, посвящённые теории музыки, выглядят слишком академическими и «сухими», что может отпугнуть многих. К счастью, и здесь есть исключения. Например, незамысловатый на первый взгляд Music-theory.ru — это по сути виртуальный учебник музыкальной грамотности, с наглядными звуковыми иллюстрациями. Вам не надо представлять в уме или искать где-то на другом сайте, чем отличается мажорный аккорд от минорного — можно просто послушать. Маленькая деталь, свидетельствующая о человеколюбии: такие полезные для начинающего музыканта вещи, как схема расположения нот на грифе гитары, легко скачать с сайта в хорошем качестве.

Источник изображения: music-theory.ru

Конечно, только лишь смотря видеоролики YouTube и научившись читать ноты, музыкантом не станешь. Чтобы научиться играть, нужно играть. И если у вас есть такая мечта, надеемся, что приведённые в пример онлайн-ресурсы помогут вам не бояться её воплотить. 

По материалам lifehacker.com, lifehacker.ru и других интернет-ресурсов.

Редакция Newtonew

Екатерина Толкачева

Журналист и фотограф. Сфера интересов: образование в регионах, частные инициативы и герои, которые их предпринимают, гуманитарные предметы в школе, альтернативное образование.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Нотная грамота для начинающих - урок 1. Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.

Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.

На первом уроке нашего курса даётся много теоретической информации. Не обязательно пытаться запомнить все сразу, просто поймите саму суть. В конце урока дан краткий перечень изученных понятий.

Свойства звука. Все окружающие нас звуки делятся на музыкальные и шумовые. Шумовые звуки - это скрип, шум ветра, треск и т.д.. В музыке такие звуки не используются. Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: высота, тембр и громкость. Остановимся на каждом свойстве чуть подробнее.

Высота звука. Определение гласит следующее: "высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела (струна, голосовые связки и т.д.). Чем чаще колебания, тем выше звук". Это определение рассматривает звук с точки зрения физики - так проще объяснить. Людям, ещё не знакомым с физикой, а также тем, кто с этой наукой "не дружит", понять это определение не просто. Подключим наше воображение: представьте рычащего медведя. Рык его грубый, страшный, низкий. А теперь представьте поющую птичку. Песня её будет на более "высоких нотах", нежели низкий рык медведя. Если всё ещё нет полной ясности, что такое высота звука, не переживайте, просто читайте дальше. Когда будем изучать расположение нот, Вы увидите наглядно, что более высокие ноты находятся выше, а более низкие ноты расположены ниже. И сразу всё станет ясно.

Тембр звука. Когда говорят, что звук мягкий, густой, резкий, звенящий - это говорят именно о тембре звука. Вы можете по голосу узнать своего знакомого, потому что тембр его голоса не такой, как у других. Вы можете отличить звук гитары от звука флейты, потому что этим инструментам присуща своя окраска звука, свой тембр. Различие тембров объясняется тем, что у каждого звука есть так называемые добавочные звуки, "призвуки". Их называют обертонами. Образуются обертоны вследствие сложной формы звуковой волны. Здесь мы не будем углубляться в физику, т.к. наша цель - просто понять, что такое тембр звука.

Громкость звука. Тут, я думаю, всё понятно. Как мы воспринимаем громкость звука в обычной жизни, точно также она воспринимается и музыке.

Длительность звука. Отдельно отметим, что в музыке используется такое понятие, как длительность звука. Это одно из основных свойств звука с точки зрения музыки. Немного дальше мы уже вплотную столкнёмся с длительностью звука, а пока просто возьмем на заметку.

Звукоряд. В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано), расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Ступень звукоряда. Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Существует всего семь основных ступеней звукоряда, которые имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Есть еще пять производных ступеней, которые своих названий не имеют, а образуют их от имен основных путем прибавления к ним суффиксов -диез или -бемоль. На клавиатуре пианино звуки основных ступеней извлекаются посредством нажатия на белые клавиши, а производных - на черные. Как же так - спросите вы - Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, а ступеней основных и производных всего двенадцать? Тут нет ничего странного, так как все ступени периодически повторяются через один и тот же интервал, именуемый октавой.

Буквенное обозначение ступеней звукоряда. Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение "B". Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку - будет проще запомнить названия ступеней.

Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав - маленькой. Цифры расставляют следующим образом:

для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, например: A2 (ля субконтроктавы)для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы)для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы)для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Октава. Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя до - ровно октава, между двумя соседними ля - тоже октава. Термин октава кроме своего основного значения (как расстояние между нотами, интервал), также применяется для обзначения части фортепианной клавиатуры. В этом значении октавой назвали часть звукоряда, в которую входят все 7 нот. Т.е. ряд звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си тоже называется октавой. Звукоряд фортепьяно насчитывает 7 полных и 2 неполных октавы. Кстати, как и звуки (ноты), октавы имеют свои собственные названия. Запоминать их не обязательно, для полноты информации приведу названия октав от самых низких до самых высоких: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

 

Полутон. Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон. 

Целый тон. Тут всё просто: целый тон - это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши - полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши - тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) - расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон - это расстояние до соседней клавиши, а тон - расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!

Итоги 1 урока. Теперь мы знаем об основных свойствах звука: высоте, тембре и громкости, а также об очень важном его свойстве - длительности звука. Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними  звуками называется полутон.

 

Дополнительные материалы:

Урок №1 курса "Любительское музицирование". Знакомство с фортепианной клавиатурой на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».

music-uroki.com

Нотная грамота: азы :: SYL.ru

Любой музыкант, будь то новичок или профессионал, в обязательном порядке должен для себя четко представлять, что такое нотная грамота. Это есть основа, без которой, как говорится, никуда.

Понятие нотной грамоты

К сожалению, далеко не все люди, пытающиеся приобщиться к музыкальному миру, уделяют должное внимание этому предмету. Согласитесь, обычное бренчание на гитаре в подворотне или у костра на природе к профессионализму не имеет никакого отношения, хотя и предполагает хотя бы минимальное знание аккордов и их аппликатуру расположения на грифе. Но для более широкого понимания музыки этого явно недостаточно.

Нотная грамота является базовым предметом, с которого, собственно, и начинается обучение в музыкальных школах при игре абсолютно на любом инструменте или при занятиях вокалом. Она тесно связана с такими специфичными предметами, как сольфеджио и гармония, которые дают о музыке более широкое представление. Сама же нотная грамота для начинающих включает несколько основных аспектов. Это понимание нотного стана, звукоряда, длительностей нот и пауз, принципов построения гамм, трезвучий и аккордов, использования ключевых знаков и особенностей исполнения.

Нотоносец и позиции нот

Первое понятие, которое должен усвоить каждый начинающий музыкант, это нотный стан, его иногда еще называют нотоносцем. Это 5 горизонтальных линеек, на или между которыми располагаются ноты и знаки альтерации.

Тут нужно заметить, что система записи нот для некоторых инструментов может отличаться. Так, например, нотная грамота для фортепиано в расположении нот на линейках нотного стана отличается от аналогичного процесса, скажем, для гитары, где происходит смещение на одну октаву.

Ноты располагаются на основных линейках или между ними, а также на нижних и верхних добавочных линейках. Если говорить об основном нотном стане, на нем можно расположить ноты от «ре» первой октавы до «соль» второй октавы. Для нот с тонами выше и ниже и используются добавочные линейки.

Нотные ключи

Для указания диапазона, в котором происходит исполнение нотной партии, нотная грамота использует специальные ключи: скрипичный и басовый. Несмотря на одинаковое расположение на нотном стане, играются разные ноты.

Что касается звукоряда, нотная грамота для начинающих трактует такое понятие, как последовательность звуков, следующих один за другим. Простейшим звукорядом можно назвать последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» (латинское обозначение C, D, E, F, G, A, H и отдельно «си-бемоль» B). Эти семь нот и являются теми "кирпичиками", из которых строится все музыкальное произведение.

При всем этом нужно знать позиции нот не только на линейках нотного стана, но и на самом инструменте. Например, нотная грамота для фортепиано подразумевает клавиатуру, для гитары – лады грифа и струны.

Длительности нот

Также необходимо знать длительности нот. По сути, длительность ноты - это, так сказать, время ее звучания. Ноты бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д.

Как видно из этого примера, здесь имеется кратность двум как минимум. Иными словами, целая нота по длительности в такте равна двум половинным, четырем четвертным, восьми восьмым и т. д., равно как и одна четвертная нота равна двум восьмым или четырем шестнадцатым.

Размеры

Еще нотная грамота подразумевает использование размеров, которые указывают максимально возможное содержание нот в одном такте. В стандартных размерностях можно выделить следующие: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. Существуют и более сложные размерности типа 12/4, 12/8, 5/4, 5/8, 7/8, 9/8 и другие. Обучение нотной грамоте предполагает изучение этих понятий только после понимания азов.

Темп

В этом понятии регулируется скорость исполнения. Различают медленные, умеренные и быстрые темпы. Медленные: «анданте», «состенуто», «граве», «адажио», «ленто», «ларго». Умеренные: «модерато», «анданте». Быстрые: «аллегро», «аллегретто», «виво», «виваче», «престо».

Основные ступени при построении гаммы

Гаммы являются одной из основ нотной грамоты. При их построении нужно учитывать не только нотный ряд, ключевые знаки повышения или понижения тона определенных нот (диезы и бемоли) или знак отмены таких действий (бекар), но и ступени гаммы (устойчивые, неустойчивые, основные). Неустойчивыми называют ступени, стремящиеся к разрешению вверх или вниз. К примеру, в гамме «до мажор» к устойчивым ступеням относятся «до», «ми», «соль» (1-я, 3-я, 5-я ступени), а к неустойчивым – «ре», «фа», «ля» и «си» (2-я, 4-я, 6-я и 7-я ступени). Такая последовательность характерна абсолютно для всех гамм.

Интервалы

На каждой ступени строятся интервалы. Основными по возрастанию являются такие интервалы и их обозначения (стандартные): прима (только чистая – ч1), секунда (малая и большая – б2 и м2), терция (малая и большая – м3 и б3) кварта (только чистая – ч4), квинта (только чистая – ч5), секста (малая и большая – м6 и б6), септима (малая и большая – м7 и б7) и октава (только чистая – ч8).

Существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, характерные интервалы и т. д. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды. Как уже понятно, трезвучие содержит три ноты, а аккорд – четыре.

Знаки

Изучение нотной грамоты предполагает заучивание знаков альтерации. Основными считаются следующие: «диез» – повышение звучания на полтона, «бемоль» – на полтона ниже, «бекар» – отмена повышения или повышения на полтона, «дубль-диез»/«дубль-бемоль» – соответственно, повышение и понижение на один тон.

Громкость исполнения

Что касается громкости исполнения нот, последовательностей, трезвучий и аккордов, нотная грамота применяет специальные средства. Среди них различают и оттенки. К знакам относятся такие понятия, как «форте» (громко), «меццо-форте» (умеренно громко), «фортиссимо» (очень громко), «сфорцандо» (резкое усиление громкости, акцент). По аналогии: «пиано» (тихо), «меццо-пиано», «пианиссимо» и т. д.

К основным оттенкам можно отнести «легато» (плавное исполнение, неотрывное исполнение, когда один звук словно перетекает в другой), «стаккато» (резкое отрывистое исполнение), «синкопа» (задержка перед звучанием), «мордент» (последовательность нот вокруг одной основной) и т. п.

Заключение

Выше описаны только минимальные основы нотной грамоты. Для понимания построения музыкального произведения в более широком аспекте, естественно, нужно изучать специализированные предметы типа сольфеджио или гармонии. А они преподаются в музыкальных школах, музучилищах и консерваториях.

www.syl.ru


Смотрите также