26 Мар

Публичное выступление теория



Основы мастерства публичного выступления. Ораторское искусство как социальное явление.

Ораторское искусство — красноречие, риторика — искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут за делами.

История развития красноречия.

Родиной красноречия считается Греция, хотя ораторское искусство знали в древнейшие времена, знали в Египте, Вавилоне, Индии. Но именно в древней Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы в его теории.

Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около 5 века до нашей эры. Необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость, стало объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления.

Чтобы обосновать ту, или иную точку зрения доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, опровергнуть мнение оппонента, граждане Афин должны были хорошо владеть искусством слова и умением спорить. Культура древней Греции, в том числе и достижение в области риторики была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия, приходится на 1 век нашей эры.

В средние века и новое время продолжается развитие ораторского искусства. В 16-19 веках в Европе появляются учебники риторики на национальных языках.

В 60-х годах 15 века на западе и востоке (Япония) происходит возрождение классической риторики. Возникает особая область филологии — неориторика.

Виды ораторских выступлений.

Современная научная и методическая литература отмечает многообразие в видах ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Апресян в книге «Ораторское искусство» выделяет следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, богословско-церковное. Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. В работах зарубежных исследователей (П. Сопер — «Основы искусства речи»). Выделяются следующие разновидности ораторских выступлений в зависимости от общей целевой установки: информационная речь, развлекательная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию речи.

Этапы подготовки публичного выступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, перед которой предстоит выступать. В риторике существуют общие правила подготовки публичного выступления. Которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

 

Подготовка публичного выступления включает в себя следующие этапы:

1) Выбор темы и определение основного содержания текста.

2) Определение цели высказывания выступления.

3) Составление предварительного плана.

4) Поиск и отбор материала.

5) Работа над композицией.

6) Работа над речевой формой выступления.

7) Репетиция выступления.

8) Произнесение речи.

9) Анализ выступления.

Готовясь к выступлению, следует учитывать общие требования публичной речи:

1) Решительное начало выступления.

2) Драматизм.

3) Сдержанную эмоциональность.

4) Краткость.

5) Диалогичность.

6) Разговорчивость.

7) Установление поддержания контакта с аудиторией.

8) Понятность главной мысли.

9) Решительный конец.

Оратор и аудитория.

Важнейшим условием эффективности и публичного выступления является контакт между оратором и аудиторией, который можно определить как общность психического состояния выступающего и слушателей. Контакт возникает на основе совместной мыслительной деятельности и эмоционального сопереживания. На установления контакта влияют различные факторы:

1) Интересное содержание.

2) Актуальность обсуждаемых вопросов.

3) Новизну в освещении темы.

4) Форму преподнесения материала (предпочтительно рассказывать)

5) Умелое мастерское произнесение речи, продуманную структуру выступления, использование разнообразных методов изложения материала, различных способов аргументации, многочисленных приемов поддержания внимания у слушателей.

На установление контакта также влияет количественный состав аудитории, тип аудитории (по возрасту, по отношению к оратору, по уровню подготовленности, по типу психики, по гендерному признаку и т.д.)

Особенностями аудитории (слушателей) являются зрители.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *